Камешковская Школа №1
А Н А Л И З
методической работы с педагогическими кадрами
за 2005 - 06 учебный год

   Содержание и формы методической работы были определены в соответствии с направлением работы школы и  ориентированы на сохранение здоровья  ( физического, психического, социального) всех участников образовательного процесса.
   Тема школы: разностороннее формирование личности через учебно - воспитательную деятельность.
   Методическая проблема 2005 - 06 учебного года:  создание условий  для  предпрофильной подготовка и профильного обучения
   Методическая работа в школе была направлена на разработку и внедрение  нового содержания образования (профильное, предпрофильное обучение), на внедрение здоровьесберегающих технологий, преодоление трудностей, совершенствование методической деятельности учителя.
  Всей методической работой руководил  МЕТОДСОВЕТ. В состав методсовета входят  наиболее опытные учителя,  руководители методических объединений.
МЕТОДСОВЕТ
   -        реализовывал задачи методической работы;
   -        направлял работу МО ;
   -        готовил и проводил внутришкольные и районные  семинары,  конкурс  "Учитель года".
Призер  районного конкурса ( 2 место)   Агарков С.В. -  учитель ОБЖ.
  -    обобщал и внедрял передовой педагогический  опыт




Ф.И.О
Тема
Опыт обобщен
на уровне ОУ

Павлова Е.В.
Формирование коммуникативных умений учащихся  I  ступени обучения  через игровую деятельность
Балябина М.Ю.
Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся  через внеурочную деятельность
Данилова М.Н.
Использование здоровьесберегающих технологий   в организации работы спецмедгрупп
Сторожева И.А.
"Диалог  двух культур" в преподавании иностранных языков
Ламакина Г.Ю.
Особенности обучения русскому языку  и литературе в условиях класса  повышенного уровня
Пичугова Е.Н.
Развитие положительной мотивации обучения через гуманитаризацию и гуманизацию курса физики
Опыт,
обобщенный РМК

Агарков С.В.
Формирование психических и моральных качеств через подготовку к военной службе как чрезвычайной ситуации.
Опыт предлагаемый на  обобщение в РМК


Опыт обобщенный на уровне области и помещенный в компьютерный банк ВОИУУ
Сокуренко Н.Р.
Формирование общеучебных умений и навыков  учащихся 7 классов  средствами  математики
Соломатникова В.К.
Формирование экологической культуры учащихся в  системе непрерывного экологического образования
Чирковская А.Г.
Развитие творческих способностей в процессе  вокально - хорового воспитания
Опыт, предлагае -мый на обобщение в области
Драницына Г.Н.
Создание условий для мотивации познавательной деятельности учащихся через  дифференциацию  обучения химии
Количество публика-ций с представленным опытом
Уч. начальной школы
Разработки по региональной  программе
-        организовывал наставничество и руководил им
-        анализировал итоги контрольных текстовых заданий, определял пути устранения пробелов в знаниях учащихся;
-        организовывал и проводил психолого - педагогические семинары, "круглые столы" и т. д.

Работа над методической темой  проводились через:

-        теоретические и практические семинары;
-        недели педагогического мастерства ( в рамках этого в течении года поведено три дня открытых дверей)
-        педагогические советы;
-        взаимопосещение уроков ,  было дано  - 15 открытых уроков в школе и 12 уроков на районных семинарах проведенных на базе нашей школы.

Формы отчета по темам  самообразования.
  - Обобщение опыта - 11
  - Творческий отчет - 5
  - Выступление на РМО - 14
  -  Выступление на ШПО - 7
  -  Выступление в ИУУ - 4
  -  Выступление на педсовете - 10
  -  Открытый урок - 27

В школе действуют 7 методических объединений (МО), занимающихся информационно - аналитической, диагностико - коррекционной, научно - исследовательской деятельностью, творческие и проблемные группы, которые работают по основным направлениям Программы развития  школы: эколого - краеведческому ( разработана концепция дальнейшего развития  системы экологического образования, создан  Зимний сад как филиал  экологического зала),  гражданско - правовому ( открыт обелиск  выпускникам школы, павшим в боях за свободу и независимость  Родины).
     Школа, является  опорной по экологическому образованию,  предпрофильной подготовке и профильному обучению, ОБЖ.  В рамках опорной школы  проводятся семинары для руководителей школ и педагогов ( проведено 3 районных семинара для руководителей и педагогов ) 
   Оборудован класс технических средств обучения.
  В урочной  деятельности  активно используются  информационные технологии и электронные учебники

Проблема - в короткие сроки  обучить учителей  самостоятельной работе на компьютере с применением  ИКТ.

   Проводимая работа важна и для учительского и для ученического коллективов, для развития творческой инициативы каждого члена коллектива. Есть группа учителей, которые умело анализируют знания учащихся с целью выявления эффективности новых подходов к обучению. Экспериментальная работа высветила интересы учителей и привела к созданию творческих групп
при  МО ( Воронцова И.С. - профориентационная работа), проблема -  предпрофильная подготовка и профильное обучение в начальной школе, среднем и старшем звене. В рамках этой проблемы школа работает  три года . В  ходе работы  расширяются творческие  связи между учителями, преподающими разные предметы, разрушается традиционная разобщенность предметников. Сформирован сплоченный коллектив учителей единомышленников

  Методическая работа в 2005 - 06 учебном году была обусловлена стремлением учительского и ученического коллективов школы к всесторонней творческой реализации своих потенциальных возможностей. Эта работа осуществлялась через:
-        создание и апробацию новых учебных программ ( профильное обучение - III  ступень);
-        разработку   и внедрение элективных курсов для профильной и предпрофильной подготовки учащихся
-        оптимизацию вариантов учебных планов профильных классов;
-        разработку и внедрение новых педагогических технологий - информационные технологии в учебной деятельности, учебный проект ( проектная технология на уроках трудового обучения, иностранного языка; совместный проект история - право - экология - обществознание), исследовательская работа, практикумы ( в т ч. летние экологические практикумы  ), методы  разноуровневого дифференцированного обучения    ( математика, физика, химия, биология, черчение), дальнейшее внедрение нетрадиционных форм урока (дискуссии, диспуты, деловые игры, тренинги и т. д.)

Использование современных педагогических технологий

Название технологии
Предмет
Ф.И.О. педагогов
1. Информационные технологии
История, обществознание, география, право, русский язык, математика, физика, химия  и т. д.
ЛуканинаН.А., Якунина И.В., Байдина Н.В., Сафронова В.М., Булавина Т.В., Соломатникова В.К. и др.
2Музейный урок
история, обществознание, экономика, география, ИЗО, музыка
Львова Н.В.,ДорофееваЗ.А., Галеева О.Н., ЧирковскаяА.Г.
3.Игровые технологии
начальная школа
учителя начальной школы, литература, экономика
4.Элементы блочного обучения
история
СоколоваИЗ, Луканина НА, Кочеткова,
учителя математики

5.Технология развития критического мышления
литература. история. обществознание, экономика
учителя истории. литературы. обществознания, экономики

6.Интеграция развития межпредметных связей
история, право, обществозн
СоколоваИЗ, Луканина НА, СизовОЮ
обществознание, экономика
Галеева ОН
математика и конструирован
Курова ТВ
физика, астрономия
МишинаАА, Котова ИГ
ИЗО и художественный труд
Киселева ЛВ
окруж. мир, экология,  ОБЖ
учителя начальных классов
литература, русский язык
учителя русского языка и литературы



7.Элементы проектного обучения
иностранный язык
ШахторинаОВ, МонаховаИЮ,
СторожеваИА

история, обществознание
ГалееваОН, ЩергуноваЛЕ,
Луканина НА

география
Якунина И.В
трудовое обучение
Катунов ЕА
историческое краеведение
Дорофеева З.А., Львова Н.В.
окружающий мир
Панова ИА
физика
Соломатникова В.К.
информатика и ИКТ
Взорова А.С.
8.Технология интенсифи-кации обучения  на основе  схемных и знаковых моделей  учебного материала
история, математика, биология,химия
СоколоваИ.З., учителя математики и биологии

9.Укрупнение дидактических единиц (УДЕ)
математика
учителя  математики
литература
учителя литературы
10.Технология обучения на основе решения задач
физика
Соломатникова В.К.
11.ПТ на основе системы эффективных уроков
математика
СокуренкоНР
-        создавались благоприятные условия для обеспечения каждому ученику возможности самореализации через факультативы и элективные курсы, кружки и секции
В 2005 - 06 учебном году факультативы и элективные курсы:                     ( 2004- 05 уч. год)
                                        всего -                                                             76                            74
в том числе  начальная школа -                                                           16                           12
                            среднее звено -                                                          30                            42
                            старшее звено -                                                         30                            20
По направлениям:
                      эколого - валеологическое -                                          18                            17
                       гражданско - правовое  -                                               15                            12
                       художественно - эстетическое -                                   20                             9
                       экономическое -                                                               2                             2
                       факультативные курсы -                                                20                           24
                       занятия коррекции -                                                         -                              4
Учащиеся  9, 11 классов посещали курсы в ВУЗах  и  ССУЗах .
Традиционно успешные выступления учеников школы на районных олимпиадах.

     Целенаправленно изучая склонности и интересы учащихся и их родителей, учитывая социальный запрос общества были определены профили обучения на старшей ступени ( физико - математический, химико - биологический,  социально - правовой)  и основные направления развития  эколого - валеологическое   и гражданско - правовое.. Ориентируясь на реальную жизнь, на проблемы решаемые нашей страной, интегрирование в мировую экономику в школе введен и реализуется региональный курс "Основы экономики"  8 - 11 класс.
Базисный план
  Одной из основных управленческих проблем является создание учебного плана школы.
Учебный план школы составлен на основе областного базисного учебного плана, Федерального базисного учебного плана и сохраняет  в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. Структура учебного плана была скорректирована в зависимости от условий деятельности школы, запросов родителей и обучающихся , кадровой  и материально - технической обеспеченности. В полном соответствии  находятся базовый и профильные компоненты  учебного плана.
При составлении учебного плана соблюдались ( и соблюдены):
-        сбалансированность между федеральным и школьным компонентом, между циклами предметов, между обязательными предметами и предметами на выбор( возможность выбора предоставляется учащимся с первого класса;
-        преемственность между ступенями и классами;
-        оптимальный уровень учебной нагрузки;
-        недельная нагрузка не превышает предельно допустимой.

На протяжении многих лет учебный план реализуется в полном объеме. Кадровое обеспечение учебного плана  100%. Методическое обеспечение достаточное. Материально - техническое обеспечение учебного плана примерно   90% ( закуплены новые  карты, видеофильмы, SD -диски,  компьютеры, мультимедийные проекторы и т. д., но требует ремонта и замены  оборудование кабинетов трудового обучения)
  В школе используются учебные программы , утвержденные Министерством образования РФ Объем и время образовательных программ соответствуют базовому стандарту. Программы школьного компонента соответствуют цели и задачам школы. Формы внеурочной и внеклассной работы обеспечивают углубление знаний по отдельным программам школьного компонента: факультативы. спецкурсы, индивидуальные занятия. клубы. кружки, секции.
Результатами организации  учебного процесса  в прошедшем году  стали:
-        утвержденные индивидуальные перспективные планы;
-        ежегодные открытые уроки, на район 12 ,  школьных - 29;
-        обобщение опыта  11 учителей (18   учителей - 2004 - 05 уч. г.);
-        аттестация педагогических кадров

Получили категорию в течение года  ( из 61 основных пед. работников  -  100%)

Квалификационная категория
         Вновь
  Повторно
     Всего
высшая
Учителя -2 - 3,2%
Соломатникова, Чирковская


2-3,2%
I

Учителя - 3 - 4,9%
Руководители - 1-1,6%

4- 6,5%
II
3 -4,9%
Сторожева, Павлова,Данилова

1 - 1,6%
4 - 6,5%
ВСЕГО
10- 16,2%
-        выступления на  методсовете, педсовете, заседаниях МО;
-        систематический обмен опытом на семинарах ( 3 методические недели)
-        курсовую подготовку прошли  15 учителей  (21 человек - 2004 - 05 уч. г.)

      Итоги курсовой подготовки


ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Темати- ческие
Проблемные
Перепод- готовки
Всего
Всего
На базе ИУУ
Выездные
На I  и высш.
категор

% от
общего
кол-ва

Руководители









Педагоги
11
11

1
18%
4


15
(24,6%)

Всего
11
11

1
18%
4


15
(24,6%)


Выполнение плана курсовой подготовки.

Курсы повышения квалификации.
По плану ____12 ___.      Фактически  ____11 __ чел.    ____92%
Причины невыполнения.   КомышеваИ.В. -  изменения в штатном расписании

Курсы тематические.
По плану ____4 ___.      Фактически  ____4 __ чел.    ____100 %
План выполнен.

Хорошим показателем работы педагогического коллектива является качество обученности учащихся их подготовка к поступлению в ВУЗы  и ССУЗы.

Качественный и количественный состав педагогических кадров.
  Управление персоналом включало в себя следующие этапы:
-        формирование общей стратегии управления персоналом;
-        оценку потребности  и наличия кадров;
-        разработку штатного расписания, должностных инструкций, разработку правил внутреннего трудового распорядка;
-        разработку кадровой политики стимулирования труда;
-        оценку и контроль деятельности персонала
Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива составила:
- 96% учителей поддерживают инновационные процессы в школе;
- 59% педагогов ждет лучших результатов своей работы от своего участия в инновационной деятельности;
- 30% - личного неудовлетворения своим трудом;
- 11% - общественного морального признания;
- 37% - считают, что необходимы изменения в содержании образования;
- 27% - необходимы изменения в содержании образования;
- 26% - в технологиях обучения, воспитания и развития;
- 10% - в режиме работы школы;
- 68%- полностью готовы к освоению новшеств;
- 32% - достаточно подготовлены.
  Данные анкетирования подтверждают действенность выбранной кадровой политики.
Удовлетворены работой     Отношением с коллегами     Отношением с администрацией
             полностью  -       80,2% (82% 2004-05уч. г.)      72,3% (69%)                                 
                частично  -      18,0% (16,6%)                           24,5% (29,6%)
  неудовлетворены  -     1,8 % (1,4%)                              3,2% (1,4%)
В настоящее время  педагогический коллектив школы характеризуется :
-        стабильностью ( сокращение кадров в основном из - за уменьшения классов - комплектов
-        уменьшением количества педагогов работающих по совместительству;
-        уровнем профессиональной компетентности


Всего
Начальная школа
II ступень
III ступень
Учит. ИЗО, труд,музыки,
физ-ры

Основных пед. работн.
Совместителей

Всего
61 - 100%

2

63
11 - 18%

1

12
43 - 70,6 %



43
37 - 57%

1
38
12 - 19,7%



12
Высшая квалификационная категория
12- 19,7%
Сокуренко, Соколова, Байдина, Сухова ,Дорофеева,Луканина
,Варкентина,
ДраницынаПанкратов
Лаврентьева, Чирковская,Соломатни-кова

1 - 9,1%
Варкентина

10 - 18%
9 -24%
2 - 16,6%
Панкратов
Чирковская

I квалификационная категория
27 - 44,3%
+2 -совместит

7 - 63,6%
24 - 55,8%
23 - 62,2%
4 - 33%
II квалификационная категория
10 - 16,3%
3 -27%
Степанова,
Панова, Павлова

7 - 16%
3 - 8%
3 - 25%
Не имеют квалификационной категории
12 - 19,6%
Из них:
-молодые спец.
(стаж до 5 лет)
3 - 5,1%
ВзороваА.С.
Шанина И.Н.
Комышева ИВ
-пенсионеры
стаж   25 лет
8 - 13,1%


10 - 17,5%
8 - 21%
2 -15,4
-        положительной динамикой роста  профессионального мастерства;
                                   высшая категория                I категория                 II категория
2005 - 06 уч. год              19,7%                                 44,3%                            16,3%
2004 - 05  уч. год             17%                                      47,6%                           12%
2003 - 04 уч год               10 %                                     45,5 %                          27,7%

-        возможностью  повышения своей квалификации за пределами школы;
-        оптимальный уровень внутришкольной методической учебы;
-        сложившейся системой  работы с молодыми специалистами.


     Диагностика успешности учителя позволяет оптимально решать проблемы аттестации учителей.
Формирование успешного учителя идет по направлениям:
-        личность учителя;           -     педагогическая деятельность;            - педагогическое общение.
Однако  средний возраст коллектива  44,7 года и  нет притока молодых специалистов, что вызывает определенную тревогу.
Педагогический коллектив школы  - это коллектив единомышленников, по качественному и количественному составу соответствующий установленному уровню квалификации
Рекомендации.
Создание вариативной модели организации учебно - воспитательного процесса требует корректировки и изменения учебных программ в которых на первый план должны выдвигаться  воспитание познавательной активности учащихся и их способность к самостоятельному приобретению знаний.
Необходимо решить ряд задач:
-        совершенствование педагогического мастерства учителей;
-        активная поддержка учителей новаторов, исследовательской работы;
-        разнообразить факультативные, элективные занятия, кружки, секции.
-        совершенствовать материально -техническое оснащение и использовать имеющееся  в большем объеме;
-        создать банк методик исследования, анализа, контроля и оценки состояния образовательной среды (мониторинг качества знаний):
-        разработать мониторинг личности (учителя и ученика), схемы проведения микроисследований и схемы действий по достижению целей, инструментарий  ( "ПОРТФОЛИО"  ученика и учителя)
-        активнее привлекать учреждения социума  ( комитет по охране природы, биржу труда и др) к участию в совместной  работе.

Ведущие проблемы, задачи на новый  2006-07 учебный год

Проблемы
Причины
Требуемые изменения
.Создать условия  для перехода к предпрофильному обучению и профильной подготовке








2.Осуществлять педагогический мониторинг   и диагностику учебного процесса



3. Внедрение обучающих информационных технологий
(ИКТ)

- Недостаточное учебно - методическое сопровождение  учебного процесса
-Введение профильного обучения опережает процесс обновления содержания образования






- Отсутствие единого подхода к отслеживанию уровней  обученности и обучаемости



Необходимость активного использования  обучающих информационных технологий

- Отработать единую систему  предпрофильной  подготовки и профильного обучения
- Освоить  современные технологии  планирования краткосрочных курсов по выбору( элективных)
- Откорректировать  БУП с учетом профилей ( физико - математического, социально - правового, химико - биологического) и регионального компонента

Создание диагностической базы мониторинга качества предпрофильной и профильной подготовки учащихся, а также готовности учителя  к работе в новой системе

-Обучение педкадров компью-терной грамотности(ИКТ),
-Создание компьютерного банка данных по  обучающим программам( в т. ч. электронные учебники)

Заместитель директора по методической работе  Корнатовская В.В.
Используются технологии uCoz